Гигантская планета блуждает в нашем галактическом квартале

Блуждающая планета, или планета-мошенник, является объектом, который гравитационно не привязан ни к одной звезде. Блуждающие планеты блуждают в пространстве, как независимые объекты. Астрономы заинтригованы: есть абсолютно гигантский объект, который блуждает в нашем звёздном районе. Эта бродячая планета очень велика и обладает чрезвычайно мощным магнитным полем.

За этой действительно блуждающей планетой астрономы ведут наблюдения благодаря радиотелескопу Very Large Array. Планета, расположенная всего в 20 световых годах от Земли. Это самый первый объект планетарной массы, обнаруженным радиотелескопом. Он имеет в 12,7 раза большую массу, чем масса Юпитера, и находится на верхнем пределе размеров планет, на границе между планетой и коричневым карликом.

Гигантская  планета блуждает в нашем галактическом квартале
Такие планеты обычно называют «неудавшейся звездой». Она поможет нам понять магнитные процессы звёзд и планет», — сказал астроном Мелоди Као, Государственный университет Аризоны.

Согласно определению, установленному Рабочей группой Международного астрономического союза (МАС) по сверхсолнечным планетам, коричневый карлик слишком мал, чтобы создать водородный синтез — доминирующий процесс, который генерирует энергию в звёзд — но достаточно велика для слияния дейтерия: возможный процесс при более низкой температуре, который жизненно важен для новообразованных звёзд.

Такие планеты находятся между очень маленькими звёздами и очень большими планетами (в пределах от 13 до 80 раз больше массы Юпитера). Первоначально учёные думали, что блуждающие планеты не излучают радиоволн. Но в 2001 году исследователи обнаружили, что они очень заняты магнитными действиями. Другие наблюдения показали, что коричневые карлики могут генерировать сияния. На Земле сияния света генерируются солнечными ветрами, которые взаимодействуют с заряженными частицами нашей ионосферы. Эти заряженные частицы движутся вдоль линий магнитного поля планеты к полюсам, где они проявляются как свет в небе и создают сильные радиоизлучения. Однако, насколько нам известно, коричневые карлики не близки к звёздным ветрам. Каков их источник генерации сияний? Это остаётся великой тайной.

Благодаря этой бродячей планете под названием SIMP J01365663 + 0933473 учёные смогут выяснить это, изучая различные процессы.

Планета была обнаружена в группе очень молодых звёзд, и хотя она имеет огромную массу, по сравнению с Юпитером, но радиусом она лишь немного больше (в 1,22 раза больше), чем у газовой планеты. Несостоявшаяся звезда имеет температуру поверхности около 825 °С. Из всей этой информации заслуживает особого внимания её магнитное поле: оно в 200 раз мощнее магнитного поля Юпитера.

Команда обнаружила радиоизлучения сияния планеты — элемент, который представляет собой большую загадку для нашего понимания механизмов сияний на коричневых карликах и других экзопланетах.
«Этот конкретный объект интересен, потому что изучение его магнитного динамо может дать нам новое представление о том, как одни и те же механизмы могут работать на внесолнечных планетах. Мы считаем, что они могут работать не только на коричневых карликах, но и на газовых гигантах, а также на теллурических планетах» — сказал Као.

Новое открытие имеет захватывающее значение, выходящее далеко за рамки понимания механизмов полярных сияний: «Обнаружение SIMP J01365663 + 0933473 с VLA поцелуем его аврорального радиовещания означает, что у нас может появиться новый способ обнаружения экзопланет, включая блуждающие планеты, не летающие вокруг звёзд», — сказал астроном Грегг Халлинан из Caltech.

Автор: Стефани Шмидт