Магнитное поле Земли может быстро поворачивать полюса планеты

Быстрые и непредсказуемые переполюсовки Земли

В геологической истории нашей планеты стохастически (без устойчивой периодичности) происходит смена полюсов. Эти изменения направлений магнитного поля Земли называются Инверсией.

Солнечная радиация постоянно бомбардирует Землю, и магнитное поле Земли отталкивает её. Подобно невидимому силовому щиту против жарких лучей Звезды Смерти магнитное поле Земли защищает нашу планету. Статически максимально заряженные частицы Солнца не могут пробить эту защиту. Этот щит — естественный продукт  ядра нашей планеты — он прикрывает наши спины в течение миллиардов лет, он не дал Земле стать облучённой  пустыней. Но время от времени, этот щит сбрасывает с себя функции охраны.

Магнитное поле Земли может быстро поворачивать полюса планеты

Несколько раз в миллион лет магнитное поле Земли меняет свою полярность. Представьте себе: гигантский магнит внутри нашей планеты переворачивается вверх дном; молекулы железа во внешнем ядре Земли будут переключаться в направлении, магнитный Северный полюс станет магнитным Южным полюсом, а невидимые токи энергии, составляющие магнитную броню нашей планеты, будут рушиться и запутываться, что потенциально снижает защитную силу экрана до 90%.

К счастью, полные развороты происходят необычайно медленно, в течение тысяч лет. (Последний полный разворот произошёл около 780 000 лет назад.) Но согласно новому исследованию, опубликованному  20 августа 2018 года в журнале «Труды Национальной академии наук», сдвиги в магнитных полюсах Земли могут происходить значительно быстрее, чем считалось ранее  — буквально в течение одной человеческой жизни.

Международная команда учёных проанализировала 16 000 лет геомагнитной истории Земли, закодированной в атомах древнего сталагмита в Китае. Эта история, записанная в камне, рассказала нам, что однажды, примерно 98 000 лет назад, магнитное поле планеты перевернуло полярность всего за 100 лет — примерно в 30 раз быстрее, чем обычно, и в 10 раз быстрее, чем считалось максимально возможным.

«Запись даёт важные сведения о поведении древних магнитных полей, которые оказались быстрее, чем предполагалось прежде» — говорится в заявлении  исследователя Эндрю Робертса, профессора наук о Земле Австралийского национального университета.

История хаоса

Робертс и команда его коллег из Китая и Тайваня рассмотрели 16 000 ранее недокументированных лет магнитной истории Земли, примерно от 91 000 до 107 000 лет назад. Датируя и анализируя железосодержащие минералы в сталагмите, команда смогла обнаружить периодические изменения направлений, когда магнитное поле Земли влияло на минералы в момент их образования  (магнитные минералы ориентируются в разных направлениях в зависимости от того, где Магнитные полюса Земли находятся в это время).

Команда обнаружила, что магнитная полярность Земли несколько раз менялась за этот 16 000-летний период, что  стало абсолютной неожиданностью. Шок: оказывается,  98 000 лет назад  сдвиг в полярности произошёл за период менее двухсот лет — возможно, в течение ста лет.

«Такой чрезвычайно быстрой переполюсовки ранее не обнаруживали» — пишут исследователи.

Узнать, что наша планета способна на такие спонтанные магнитные истерики, очень важно, потому что наш магнитный щит может уменьшаться до 10-процентной эффективности, в середине разворота. К счастью, этого ослабления недостаточно, чтобы угрожать жизни на Земле; в конце концов, магнитное поле планеты периодически меняется, а жизнь всё ещё сохраняется и продолжается. С другой стороны, для человеческой технологии может наступить тяжёлое время.

Солнечные метеорологические явления, такие как солнечные вспышки и солнечные ветры, случаются, когда пылающие горячие, наддувные частицы энергии взрываются на поверхности Солнца и свистят, двигаясь через пространство к Земле. Даже когда магнитное поле нашей планеты пребывает на самом сильном своём уровне, достаточно мощная солнечная буря взламывает защиту и наносит ущерб электричеству.

Этот всплеск заряженных частиц может искажать радиосигналы, спутывать приборы космических аппаратов, перегружать автоматические выключатели электрических сетей. Именно это произошло 13 марта 1989 года, когда массивная солнечная буря затрещала в атмосфере и выбила мощность в Квебеке (Канада), на 9 часов. Ранее, ещё более крупная солнечная буря в 1859 году, известная как событие Каррингтона, взорвала телеграфные провода, вызвала короткие замыкания по всей территории Соединенных Штатов; выбрасываемые искры воспламеняли пожары и приводили к электрошоковым травмам.

Штормы намного менее мощные, чем эти, могут нанести гораздо больший урон, если они произойдут в период, когда магнитное поле Земли начнёт свой разворот. Скорее всего произойдёт огромный ущерб для электрической инфраструктуры, и сейчас нет плана решения для такого масштаба.

«Надеюсь, что такое событие состоится в далёком будущем, и мы сможем подготовиться и разработать соответствующие технологии, чтобы избежать огромного ущерба» — заключил Эндрю Робертс. Держите пальцы!
Птицы способны видеть магнитное поле Земли