Млечный Путь проглотил «Галаксию Гайя» как колбасу

Около 10 миллиардов лет назад, молодой и безрассудный Млечный Путь проглотил галактику, звёздная система разительно отличалась от нашей. Галактика имела колбасную форму, за что была названа исследователями «Колбасой Гайя».

Эта карликовая галактика из нескольких миллиардов звёзд, была измельчена до фарша при ударе с гораздо более крупной галактикой Млечный Путь, но никаких серьёзных последствий для нашей родной галактики при этом не случилось.

В серии статей, опубликованных в июльских изданиях журналов «Ежемесячные извещения о Королевском астрономическом обществе» и «Астрофизические журнальные заметки», международная команда астрономов описала, какими были изменения в нашей молодой галактике.

«По мере того как меньшая галактика распалась, её звезды были выброшены на радиальные орбиты. Эти звёзды-сосиски (то есть звёзды с длинной, жёсткой орбитой) — это всё, что осталось от слияния Млечного Пути» —  заявил  Уин Эвансайд, сотрудник астрономического университета Кембриджа.

Данные, собранные космическим аппаратом Gaia Европейского космического агентства, который был запущен в 2013 году, позволили создать трёхмерный портрет Млечного Пути. Оказалось, что примерно  2 миллиарда звёзд,  что равняется 1% от общего числа звёзд нашей галактики, составляют звёзды, которые, вероятно, принадлежали другой галактике.  У этих нескольких сотен тысяч звёзд, траектории движения казались немного неуместными по сравнению с их галактическими соседями.

• У этих звёзд чрезвычайно узкие «игольчатые» орбиты. Астрономы  предполагают, что все они произошли из одного и того же места и вошли в  орбиты Млечного Пути, вырвавшись из-под силы тяги своей галактики.
  • Эти «звёзды-колбаски» следуют по сходной траектории, набегая на галактический центр, а затем делают узкие развороты и снова попадают на гало рассеянной пыли, к звёздному краю Млечного пути.

Когда исследователи построили траектории этих звёзд, то вырисовалась чёткая форма колбасы. Математические модели подтвердили, что такая эксцентричная радиальная орбита согласуется с галактическим столкновением.

«Столкновение разорвало гнома на клочки. Гравитация нашей галактики разорвала колбасу Гайя, в результате могла произойти полная модификация Млечного Пути» — сказал Василий Белокуров, астрофизик Кембриджского университета Англии.

Млечный Путь проглотил "Галаксию Гайя" как колбасу

10 миллиардов лет назад Млечный Путь (слева) проглотил колбасу звёзд, говорят астрономы. Это похоже на галактическое слияние

На диск Млечного Пути прорывались звёзды беспомощной колбасной галактики. Звезды-колбаски влились в галактический центр Млечного Пути, вставив в него космическую выпуклость, которая наблюдается сегодня. Между тем, на внешнем краю места крушения, мы видим измельченный фарш от колбасок, возможно, это пролитый  звёздный след, пыль и тёмная материя вокруг обода Млечного Пути, который сформировал сигнальный ореол   нашей галактики.

«Несмотря на то, что Млечном Пути имел много спутников-карликов, но он был самый большой из них» — сказал Сергей Копосов, астрофизик из Университета Карнеги-Меллона  Питтсбурга.

Галактика «Gaia Sausage» (колбасная галактика) имела общую массу примерно в 10 миллиардов раз больше, чем масса Солнца. Это была могучая колбаса, но всё равно она послужила простой закуской для галактики Млечный Путь, насчитывающей от 100 до 200 миллиардов звёзд.

На основании возрастов и орбит звёзд-колбасок, астрономы подытожили, что великая катастрофа слияния галактик произошла где-то между 8 и 11 миллиардами лет назад.

Это событие предшествовало образованию Земли (Земле, по оценкам, всего лишь 4,5 миллиарда лет). Но будущие люди   станут счастливыми свидетелями следующего крупного галактического слияния. Галактика Андромеда (общая масса которой в 1,2 трлн раз больше массы земного солнца), взяла курс на Млечный Путь; сближение может привести к тому, что две галактики объединятся в одну массивную галактику. Это событие ожидается через 4 миллиарда лет, и оно полностью изменит наше ночное небо, если кто-нибудь его увидит после.

Межзвёздное убийство — детективный сюжет с участием Андромеды