Монумент, который задумывался как научная лаборатория

Монумент в воспоминание Большого Пожара Лондона

Этот монумент стоит у северного края Лондонского моста.
Монумент, который задумывался как научная лаборатория
Высокая дорическая колонна, украшенная драконами и увенчанная золотой сферой: её высота — 202 фута (61,5 метра) — это соответствует расстоянию  до пекарни Пудинг-Лейне (то место, откуда начался большой пожар в Лондоне). Внутри полой колонны — спиралевидная лестница; она идёт до самого верха и выводит на смотровую площадку.

Монумент в воспоминание Большого Пожара Лондона

Завершён монумент в 1677 году. Этот памятник был разработан знаменитым британским архитектором Кристофером Реном и известным учёным Робертом Гуком.  Рен  участвовал в восстановлении города и лично отвечал за восстановление церквей, включая Собор Святого Павла. Ответственность за проектирование Монумента пала на него.

У Рена был друг детства, на тот момент уже состоявшийся блестящий учёный, Роберт Гук. Именно Роберт пустил в оборот термин «клетка» после наблюдения через микроскоп за этими мельчайшими сотовидными структурами в тканях растений. Гук был гением, имя которого в значительной степени ныне забыто, но его вклад был значительным. Среди бесчисленных открытий, Гук сформулировал закон эластичности, предсказал присутствие вещества в составе  воздуха, которое поддерживает горение, которое мы все знаем сегодня как кислород; был одним из первых, кто предположил, что окаменелости являются окаменевшими остатками живых существ, и заложил основы теории гравитации за двадцать лет до того, как Ньютон опубликовал свои «Математические принципы естественной философии». Гук был также сюрвейером Лондонского Сити.

Рен и Гук вместе разработали план нового города, проектируя широкие бульвары, дома и бизнес-центры. Они также задумали памятник, который по их замыслу должен был служить лабораторией. Есть документы, свидетельствующие о том, что Гук сделал чертежи возможных конструкций, а Рен одобрил их и подписал.

Гук был астрономом и физиком: несколько лет размышлял о том, как измерить расстояние до далёкой звезды. Гук знал о принципах астрономического параллакса — о кажущемся изменении положения объекта, вызванного изменением положения наблюдателя, и о том, как можно использовать параллакс для измерения расстояния удалённых объектов, таких как звёзды. Проблема заключалась в том, что звёзды удалены на триллионы километров, а положение наблюдателя меняется всего на несколько миллионов километров, вследствие движения земли вокруг Солнца. Это приводит к тому, что параллакс слишком мал для обнаружения телескопами времён Гука. Нужен был большой телескоп размером с Монумент.

Сначала Гук построил 11-метровый телескоп в своём доме в Грешэм, где он был профессором геометрии в колледже. Но структура не была достаточно стабильной и портила выравнивание линз. Гук решил, что каменная структура Монумента будет достаточно прочной в применении к его планам.

Кристофер Рен не сумел быть достаточно убедительным, чтобы договориться о дизайне Монумента, который удовлетворил бы жителей и научное сообщество Лондона. Гук сделал каменную башню пустотелой. На вершине он планировал установить объектив и наблюдать из комнаты в подвале за звёздами, чтобы они проходили прямо над головой. У пылающей урны сверху планировалась откидная крышка, которую можно было открывать для просмотра. В какой-то момент во время строительства, король Карл II настоял на том, чтобы наверху была статуя самого себя или персоны с мечами, а это могло испортить планы Гука использовать памятник в качестве телескопа. К счастью, выбран был дизайн Гука, так как удалось уговорить короля, что негоже связывать событие пожара с именем королевской персоны.

Монумент в воспоминание Большого Пожара Лондона

Для строительства монумента потребовалось 6 лет  и  более 28 000 кубических футов каменных блоков — так много, что они всё время иссякали. В конце концов король издал прокламацию, запрещавшую кому-либо вывозить камни с острова Портленд без предварительного согласования с Реном.

Как только памятник был закончен, Гук приступил к делу. Он прикрепил две линзы к концам колонны и пытался их выровнять, но тут он осознал совершённую глупость — было непросто удержать две линзы на расстоянии в 200 футов, с ограниченными возможностями привязать их к телескопу. Что ещё хуже, Монумент стоял рядом с самой оживлённой улицей Лондона — вибрации от движения делали невозможными точные измерения.

Однако не всё было потеряно для Гука. Ему нужно было высокое здание для проведения экспериментов. До сих пор он использовал лондонское Вестминстерское аббатство и собор Святого Павла. Теперь у него была собственная лаборатория. В 1678 году он, наконец, провёл успешный эксперимент в здании Монумента, используя барометр; и подтвердил, что давление воздуха уменьшается с высотой.